Перформер

Перформер

Перформер

Оммаж Бойсу

Оммаж Бойсу

Оммаж Бойсу

«Посвящение Джозефу Бойсу» Перформанс.

февраль 1996 г. ВЗ СХ. Махачкала. Дагестан


6 февраля 1996 года в Махачкале произошло знаковое событие. На открытии большой коллективной выставки в выставочком зале «Ди-Арт» концептуальный художник Сабир Гейбатов представил зрителю перформанс — «Памяти Джозефа Бойса». 
Это был первый перформанс на дагестанской художественной сцене.

К сожалению, видео и фото-документации перформанса не сохранилось. Мы располагаем лишь одним объектом, фото-изображением и небольшим материалом о событии, напечатанном в дагестанском издании «Новое Дело». А, также, многочисленными воспоминаниями современников и свидетелей действа.

Что примечательно, разные люди (молодые, среднего, старшего возраста; художники, музыканты, посетители) запомнили разные детали. Вероятно, в зависимости от того, что именно произвело на них большее впечатление. Из этой мозаики воспоминаний мы попытаемся воссоздать картину легендарного дагестанского перформанса Сабира Гейбатова.

Полутёмный выставочный зал. Небольшое, отгороженное лентой пространство-отсек, затянутые полиэтиленом стены с развешанными в меху «Птицей Симургом», ромбовидными и круглыми объектами. На полу разбросанные куски шкур и войлока, на центральной стене большая монохромная работа-коллаж в плакатном стиле с полу-силуэтом головы Бойса в узнаваемой шляпе. Рядом на подиуме скульптура-гипсовый бюст Бойса, тоже в шляпе (работы С.Гейбатова). Экспозицию венчает надпись — «The memorial of Joseph Beuys». С. Гейбатов.

Фоном звучит джазовая классика — Маркус Миллер, Диззи Гиллеспи, Майлз Девис и др. (озвучивает звукооператор на профессиональной музыкальной аппаратуре).

В глубине отсека на полу неподвижно сидит перформер (художник). Он с головой укутан белой тканью. Через некоторое время он начинает производить под тканью телодвижения, вначале плавные, затем резкие, рванные. Он поднимается в неком ритуальном танце, начинает раскручивать «спираль дервишей», откидывает с себя ткань, сопровождая это рыками, камланием, длинными шаманскими напевами и возгласами, используя различные голосовые техники. Лицо художника отстранённое.

Событие продолжается около15 минут и заканчивается перемещением художника из отсека в открытое пространство зала, среди публики.

Перформанс произвел шокирующее впечатление на зрителей. Публика завороженно смотрела на яркое шаманское действо. Все вошли в транс от происходящего.

В тот день в Дагестане произошло важное! Сабир Гейбатов придал искусству новую форму и переместил его с плоскости в пространство.

«Посвящение Джозефу Бойсу» Перформанс.

февраль 1996 г. ВЗ СХ. Махачкала. Дагестан


6 февраля 1996 года в Махачкале произошло знаковое событие. На открытии большой коллективной выставки в выставочком зале «Ди-Арт» концептуальный художник Сабир Гейбатов представил зрителю перформанс — «Памяти Джозефа Бойса». 
Это был первый перформанс на дагестанской художественной сцене.

К сожалению, видео и фото-документации перформанса не сохранилось. Мы располагаем лишь одним объектом, фото-изображением и небольшим материалом о событии, напечатанном в дагестанском издании «Новое Дело». А, также, многочисленными воспоминаниями современников и свидетелей действа.

Что примечательно, разные люди (молодые, среднего, старшего возраста; художники, музыканты, посетители) запомнили разные детали. Вероятно, в зависимости от того, что именно произвело на них большее впечатление. Из этой мозаики воспоминаний мы попытаемся воссоздать картину легендарного дагестанского перформанса Сабира Гейбатова.

Полутёмный выставочный зал. Небольшое, отгороженное лентой пространство-отсек, затянутые полиэтиленом стены с развешанными в меху «Птицей Симургом», ромбовидными и круглыми объектами. На полу разбросанные куски шкур и войлока, на центральной стене большая монохромная работа-коллаж в плакатном стиле с полу-силуэтом головы Бойса в узнаваемой шляпе. Рядом на подиуме скульптура-гипсовый бюст Бойса, тоже в шляпе (работы С.Гейбатова). Экспозицию венчает надпись — «The memorial of Joseph Beuys». С. Гейбатов.

Фоном звучит джазовая классика — Маркус Миллер, Диззи Гиллеспи, Майлз Девис и др. (озвучивает звукооператор на профессиональной музыкальной аппаратуре).

В глубине отсека на полу неподвижно сидит перформер (художник). Он с головой укутан белой тканью. Через некоторое время он начинает производить под тканью телодвижения, вначале плавные, затем резкие, рванные. Он поднимается в неком ритуальном танце, начинает раскручивать «спираль дервишей», откидывает с себя ткань, сопровождая это рыками, камланием, длинными шаманскими напевами и возгласами, используя различные голосовые техники. Лицо художника отстранённое.

Событие продолжается около15 минут и заканчивается перемещением художника из отсека в открытое пространство зала, среди публики.

Перформанс произвел шокирующее впечатление на зрителей. Публика завороженно смотрела на яркое шаманское действо. Все вошли в транс от происходящего.

В тот день в Дагестане произошло важное! Сабир Гейбатов придал искусству новую форму и переместил его с плоскости в пространство.

«Посвящение Джозефу Бойсу» Перформанс.

февраль 1996 г. ВЗ СХ. Махачкала. Дагестан


6 февраля 1996 года в Махачкале произошло знаковое событие. На открытии большой коллективной выставки в выставочком зале «Ди-Арт» концептуальный художник Сабир Гейбатов представил зрителю перформанс — «Памяти Джозефа Бойса». 
Это был первый перформанс на дагестанской художественной сцене.

К сожалению, видео и фото-документации перформанса не сохранилось. Мы располагаем лишь одним объектом, фото-изображением и небольшим материалом о событии, напечатанном в дагестанском издании «Новое Дело». А, также, многочисленными воспоминаниями современников и свидетелей действа.

Что примечательно, разные люди (молодые, среднего, старшего возраста; художники, музыканты, посетители) запомнили разные детали. Вероятно, в зависимости от того, что именно произвело на них большее впечатление. Из этой мозаики воспоминаний мы попытаемся воссоздать картину легендарного дагестанского перформанса Сабира Гейбатова.

Полутёмный выставочный зал. Небольшое, отгороженное лентой пространство-отсек, затянутые полиэтиленом стены с развешанными в меху «Птицей Симургом», ромбовидными и круглыми объектами. На полу разбросанные куски шкур и войлока, на центральной стене большая монохромная работа-коллаж в плакатном стиле с полу-силуэтом головы Бойса в узнаваемой шляпе. Рядом на подиуме скульптура-гипсовый бюст Бойса, тоже в шляпе (работы С.Гейбатова). Экспозицию венчает надпись — «The memorial of Joseph Beuys». С. Гейбатов.

Фоном звучит джазовая классика — Маркус Миллер, Диззи Гиллеспи, Майлз Девис и др. (озвучивает звукооператор на профессиональной музыкальной аппаратуре).

В глубине отсека на полу неподвижно сидит перформер (художник). Он с головой укутан белой тканью. Через некоторое время он начинает производить под тканью телодвижения, вначале плавные, затем резкие, рванные. Он поднимается в неком ритуальном танце, начинает раскручивать «спираль дервишей», откидывает с себя ткань, сопровождая это рыками, камланием, длинными шаманскими напевами и возгласами, используя различные голосовые техники. Лицо художника отстранённое.

Событие продолжается около15 минут и заканчивается перемещением художника из отсека в открытое пространство зала, среди публики.

Перформанс произвел шокирующее впечатление на зрителей. Публика завороженно смотрела на яркое шаманское действо. Все вошли в транс от происходящего.

В тот день в Дагестане произошло важное! Сабир Гейбатов придал искусству новую форму и переместил его с плоскости в пространство.

6 февраля 1996 года в Махачкале произошло знаковое событие. На открытии большой коллективной выставки в выставочком зале «Ди-Арт» концептуальный художник Сабир Гейбатов представил зрителю перформанс — «Памяти Джозефа Бойса». 
Это был первый перформанс на дагестанской художественной сцене.

….. Здесь особенное внимание привлекал отсек, представляющий бессмысленно укомплектованное рваными кусками войлока пространство с гипсовым мужским бюстом, плакатом «Joseph Beuys. A video program» и простыней, о которую кто-то долго и тщательно вытирался, на стене. Все это венчала надпись: «The memorial of Joseph Beuys». С. Гейбатов. Люди разглядывали, догадывались: «модернизм» — и отходили, имея полное разумение о том, кто такой Joseph Beuys.

…. Оставшаяся молодежь скопилась у «Joseph Beuys», предстояло какое-то действо. Разглядеть что-либо за плотным рядом спин было трудновато, но мандат журналиста не подвел и на сей раз — нашлось множество добровольцев пересказать и прокомментировать происходящее. Человек (позже выяснилось — молодой скульптор Сабир Гейбатов) «перемещался и уходил», что самые догадливые тут же определили как «медитацию» (менее деликатные увидели в этом «шаманство» и «психоз»).

Под хорошую, да просто отличную музыку, он сидел («Может, он молится?»), кутался в тряпку с головой («Он там не один, что ли?»), производил телодвижения образца пляски святого Витта («Погнал он конкретно»). Очевидно, задумывалась пощечина общественному вкусу — толпа у вольера радостно хихикала. Наивная мысль о преподносимых народу визуальных муках творческого процесса, тут же была опровергнута обстоятельным юношей из тех, кто серьезно относится к жизни и происходящему в ней: «Вы напишите, что это — акция!» На осторожный вопрос: «Акция чего, простите?», реакция последовала незамедлительно: «Вы что, ничего не поняли?!»



Новое Дело №7 16 февраля 1996

6 февраля 1996 года в Махачкале произошло знаковое событие. На открытии большой коллективной выставки в выставочком зале «Ди-Арт» концептуальный художник Сабир Гейбатов представил зрителю перформанс — «Памяти Джозефа Бойса». 
Это был первый перформанс на дагестанской художественной сцене.

….. Здесь особенное внимание привлекал отсек, представляющий бессмысленно укомплектованное рваными кусками войлока пространство с гипсовым мужским бюстом, плакатом «Joseph Beuys. A video program» и простыней, о которую кто-то долго и тщательно вытирался, на стене. Все это венчала надпись: «The memorial of Joseph Beuys». С. Гейбатов. Люди разглядывали, догадывались: «модернизм» — и отходили, имея полное разумение о том, кто такой Joseph Beuys.

…. Оставшаяся молодежь скопилась у «Joseph Beuys», предстояло какое-то действо. Разглядеть что-либо за плотным рядом спин было трудновато, но мандат журналиста не подвел и на сей раз — нашлось множество добровольцев пересказать и прокомментировать происходящее. Человек (позже выяснилось — молодой скульптор Сабир Гейбатов) «перемещался и уходил», что самые догадливые тут же определили как «медитацию» (менее деликатные увидели в этом «шаманство» и «психоз»).

Под хорошую, да просто отличную музыку, он сидел («Может, он молится?»), кутался в тряпку с головой («Он там не один, что ли?»), производил телодвижения образца пляски святого Витта («Погнал он конкретно»). Очевидно, задумывалась пощечина общественному вкусу — толпа у вольера радостно хихикала. Наивная мысль о преподносимых народу визуальных муках творческого процесса, тут же была опровергнута обстоятельным юношей из тех, кто серьезно относится к жизни и происходящему в ней: «Вы напишите, что это — акция!» На осторожный вопрос: «Акция чего, простите?», реакция последовала незамедлительно: «Вы что, ничего не поняли?!»



Новое Дело №7 16 февраля 1996

6 февраля 1996 года в Махачкале произошло знаковое событие. На открытии большой коллективной выставки в выставочком зале «Ди-Арт» концептуальный художник Сабир Гейбатов представил зрителю перформанс — «Памяти Джозефа Бойса». 
Это был первый перформанс на дагестанской художественной сцене.

….. Здесь особенное внимание привлекал отсек, представляющий бессмысленно укомплектованное рваными кусками войлока пространство с гипсовым мужским бюстом, плакатом «Joseph Beuys. A video program» и простыней, о которую кто-то долго и тщательно вытирался, на стене. Все это венчала надпись: «The memorial of Joseph Beuys». С. Гейбатов. Люди разглядывали, догадывались: «модернизм» — и отходили, имея полное разумение о том, кто такой Joseph Beuys.

…. Оставшаяся молодежь скопилась у «Joseph Beuys», предстояло какое-то действо. Разглядеть что-либо за плотным рядом спин было трудновато, но мандат журналиста не подвел и на сей раз — нашлось множество добровольцев пересказать и прокомментировать происходящее. Человек (позже выяснилось — молодой скульптор Сабир Гейбатов) «перемещался и уходил», что самые догадливые тут же определили как «медитацию» (менее деликатные увидели в этом «шаманство» и «психоз»).

Под хорошую, да просто отличную музыку, он сидел («Может, он молится?»), кутался в тряпку с головой («Он там не один, что ли?»), производил телодвижения образца пляски святого Витта («Погнал он конкретно»). Очевидно, задумывалась пощечина общественному вкусу — толпа у вольера радостно хихикала. Наивная мысль о преподносимых народу визуальных муках творческого процесса, тут же была опровергнута обстоятельным юношей из тех, кто серьезно относится к жизни и происходящему в ней: «Вы напишите, что это — акция!» На осторожный вопрос: «Акция чего, простите?», реакция последовала незамедлительно: «Вы что, ничего не поняли?!»



Новое Дело №7 16 февраля 1996

Симург

Симург

Симург

«…Вот эта работа называется Симург. Все же помнят эту легенду о птицах, полетевших искать Симурга, царя птиц. И в конце своего путешествия узнавших, что Симург — это все они вместе и каждая в отдельности. Мой Симург — символ арте повера, «бедного искусства» (термин, введённый искусствоведом Джермано Челантом для определения художественного течения 1960–1970-х гг. Челант надеялся, что использование «бедных» материалов и отказ от традиционных представлений об искусстве как о «продукции» для собирания и коллекционирования, подорвут коммерциализм, заполнивший мир искусства. — Ред.). Погляди, оконца в его теле — это арабские буквы. А шерсть, которой он покрыт… это последняя защита, дальше только кожа, то, что и строит нашу индивидуальность. Делались когда-то такие опыты, человеку вводились вещества, снимающие чувствительность кожи, и человек терял себя вплоть до шизофрении. А в области сердца у моего Симурга зеркальце. Чтоб каждый мог взглянуть в него, отразиться и так вписать себя… Вписать себя… В мир, в нечто общее. А также почувствовать себя отчуждённым от мира, ощутить свою самость…».

Сабир Гейбатов (из интервью)



Светлана Анохина. «Сабир Гейбатов. Глина для Голема и осколок метеорита». Журнал «Дагестан». 2018


Симург — фантастическое существо из иранской мифологии, царь всех птиц.

По сюжету знаменитой философской эпической поэмы суфийского мыслителя Аттара, птицы устраивают собрание, на котором должны решить, кто будет их царём.

Они решают отыскать легендарную птицу Симург, чтобы предложить ей этот титул. Группа из тридцати птиц, каждая из которых символизирует собой тот или иной порок, мешающий человеку достичь просветления, отправляется на поиски жилища Симурга и для этого должна преодолеть семь долин (семь чувств, которые, согласно суфиям, человек должен преодолеть в себе для познания природы Бога). Поэма заканчивается тем, что они находят это жилище, которым оказывается большое озеро; посмотрев в воды озера, птицы видят в нём лишь свои собственные отражения.

Многое здесь строится на игре слов: «Симург», название легендарной птицы из иранской мифологии, созвучно с персидским «си морг», что означает «тридцать птиц». Бог, согласно суфизму, существует не в виде некой внешней субстанции или отдельно от Вселенной, а отражается в совокупности всего существующего.

Симург, также, обладал функцией благого покровителя отдельных людей и особенно человеческих коллективов.

К мемори-перформансу-посвящению Джозефу Бойсу Сабир Гейбатов, сохранив в определенной степени классический силуэт, создает новый объект-метафору легендарной птицы. Он покрывает её войлоком (шерстью), отсылая тем самым к личной истории немецкого художника-шамана, одного из главных теоретиков постмодернизма. Сабир помещает в область сердца птицы зеркало, в которое неизбежно заглядывает зритель. Таким образом, объект объединяет в себе духовное начало, мистицизм суфизма и новейшие современные художественные практики. В щироком смысле — Восток и Запад, традицию и современность, и искусство в целом. 
Эта работа была дорога автору, являясь, в какой то степени, олицетворением мировоззрения, духовного пути и философии самого художника. В 2020 году «Симург» Сабира Гейбатова был представлен на 2-й Триеннале Российского Современного Искусства в МСИ «Гараж».

Эта калиграмма XIX в., написанная арабскими буквами, называется «бисмалла». Этот религиозный каллиграфический мотив означает «Именем Аллаха милостивого, милосердного. На теле птицы записан стих из Корана, прославляющий рай.

«…Вот эта работа называется Симург. Все же помнят эту легенду о птицах, полетевших искать Симурга, царя птиц. И в конце своего путешествия узнавших, что Симург — это все они вместе и каждая в отдельности. Мой Симург — символ арте повера, «бедного искусства» (термин, введённый искусствоведом Джермано Челантом для определения художественного течения 1960–1970-х гг. Челант надеялся, что использование «бедных» материалов и отказ от традиционных представлений об искусстве как о «продукции» для собирания и коллекционирования, подорвут коммерциализм, заполнивший мир искусства. — Ред.). Погляди, оконца в его теле — это арабские буквы. А шерсть, которой он покрыт… это последняя защита, дальше только кожа, то, что и строит нашу индивидуальность. Делались когда-то такие опыты, человеку вводились вещества, снимающие чувствительность кожи, и человек терял себя вплоть до шизофрении. А в области сердца у моего Симурга зеркальце. Чтоб каждый мог взглянуть в него, отразиться и так вписать себя… Вписать себя… В мир, в нечто общее. А также почувствовать себя отчуждённым от мира, ощутить свою самость…».

Сабир Гейбатов (из интервью)



Светлана Анохина. «Сабир Гейбатов. Глина для Голема и осколок метеорита». Журнал «Дагестан». 2018


Симург — фантастическое существо из иранской мифологии, царь всех птиц.

По сюжету знаменитой философской эпической поэмы суфийского мыслителя Аттара, птицы устраивают собрание, на котором должны решить, кто будет их царём.

Они решают отыскать легендарную птицу Симург, чтобы предложить ей этот титул. Группа из тридцати птиц, каждая из которых символизирует собой тот или иной порок, мешающий человеку достичь просветления, отправляется на поиски жилища Симурга и для этого должна преодолеть семь долин (семь чувств, которые, согласно суфиям, человек должен преодолеть в себе для познания природы Бога). Поэма заканчивается тем, что они находят это жилище, которым оказывается большое озеро; посмотрев в воды озера, птицы видят в нём лишь свои собственные отражения.

Многое здесь строится на игре слов: «Симург», название легендарной птицы из иранской мифологии, созвучно с персидским «си морг», что означает «тридцать птиц». Бог, согласно суфизму, существует не в виде некой внешней субстанции или отдельно от Вселенной, а отражается в совокупности всего существующего.

Симург, также, обладал функцией благого покровителя отдельных людей и особенно человеческих коллективов.

К мемори-перформансу-посвящению Джозефу Бойсу Сабир Гейбатов, сохранив в определенной степени классический силуэт, создает новый объект-метафору легендарной птицы. Он покрывает её войлоком (шерстью), отсылая тем самым к личной истории немецкого художника-шамана, одного из главных теоретиков постмодернизма. Сабир помещает в область сердца птицы зеркало, в которое неизбежно заглядывает зритель. Таким образом, объект объединяет в себе духовное начало, мистицизм суфизма и новейшие современные художественные практики. В щироком смысле — Восток и Запад, традицию и современность, и искусство в целом. 
Эта работа была дорога автору, являясь, в какой то степени, олицетворением мировоззрения, духовного пути и философии самого художника. В 2020 году «Симург» Сабира Гейбатова был представлен на 2-й Триеннале Российского Современного Искусства в МСИ «Гараж».

Эта калиграмма XIX в., написанная арабскими буквами, называется «бисмалла». Этот религиозный каллиграфический мотив означает «Именем Аллаха милостивого, милосердного. На теле птицы записан стих из Корана, прославляющий рай.

«…Вот эта работа называется Симург. Все же помнят эту легенду о птицах, полетевших искать Симурга, царя птиц. И в конце своего путешествия узнавших, что Симург — это все они вместе и каждая в отдельности. Мой Симург — символ арте повера, «бедного искусства» (термин, введённый искусствоведом Джермано Челантом для определения художественного течения 1960–1970-х гг. Челант надеялся, что использование «бедных» материалов и отказ от традиционных представлений об искусстве как о «продукции» для собирания и коллекционирования, подорвут коммерциализм, заполнивший мир искусства. — Ред.). Погляди, оконца в его теле — это арабские буквы. А шерсть, которой он покрыт… это последняя защита, дальше только кожа, то, что и строит нашу индивидуальность. Делались когда-то такие опыты, человеку вводились вещества, снимающие чувствительность кожи, и человек терял себя вплоть до шизофрении. А в области сердца у моего Симурга зеркальце. Чтоб каждый мог взглянуть в него, отразиться и так вписать себя… Вписать себя… В мир, в нечто общее. А также почувствовать себя отчуждённым от мира, ощутить свою самость…».

Сабир Гейбатов (из интервью)



Светлана Анохина. «Сабир Гейбатов. Глина для Голема и осколок метеорита». Журнал «Дагестан». 2018


Симург — фантастическое существо из иранской мифологии, царь всех птиц.

По сюжету знаменитой философской эпической поэмы суфийского мыслителя Аттара, птицы устраивают собрание, на котором должны решить, кто будет их царём.

Они решают отыскать легендарную птицу Симург, чтобы предложить ей этот титул. Группа из тридцати птиц, каждая из которых символизирует собой тот или иной порок, мешающий человеку достичь просветления, отправляется на поиски жилища Симурга и для этого должна преодолеть семь долин (семь чувств, которые, согласно суфиям, человек должен преодолеть в себе для познания природы Бога). Поэма заканчивается тем, что они находят это жилище, которым оказывается большое озеро; посмотрев в воды озера, птицы видят в нём лишь свои собственные отражения.

Многое здесь строится на игре слов: «Симург», название легендарной птицы из иранской мифологии, созвучно с персидским «си морг», что означает «тридцать птиц». Бог, согласно суфизму, существует не в виде некой внешней субстанции или отдельно от Вселенной, а отражается в совокупности всего существующего.

Симург, также, обладал функцией благого покровителя отдельных людей и особенно человеческих коллективов.

К мемори-перформансу-посвящению Джозефу Бойсу Сабир Гейбатов, сохранив в определенной степени классический силуэт, создает новый объект-метафору легендарной птицы. Он покрывает её войлоком (шерстью), отсылая тем самым к личной истории немецкого художника-шамана, одного из главных теоретиков постмодернизма. Сабир помещает в область сердца птицы зеркало, в которое неизбежно заглядывает зритель. Таким образом, объект объединяет в себе духовное начало, мистицизм суфизма и новейшие современные художественные практики. В щироком смысле — Восток и Запад, традицию и современность, и искусство в целом. 
Эта работа была дорога автору, являясь, в какой то степени, олицетворением мировоззрения, духовного пути и философии самого художника. В 2020 году «Симург» Сабира Гейбатова был представлен на 2-й Триеннале Российского Современного Искусства в МСИ «Гараж».

Эта калиграмма XIX в., написанная арабскими буквами, называется «бисмалла». Этот религиозный каллиграфический мотив означает «Именем Аллаха милостивого, милосердного. На теле птицы записан стих из Корана, прославляющий рай.