Перформер

Оммаж Бойсу

«Посвящение Джозефу Бойсу» Перформанс.

февраль 1996 г. ВЗ СХ. Махачкала. Дагестан


6 февраля 1996 года в Махачкале произошло знаковое событие. На открытии большой коллективной выставки в выставочком зале «Ди-Арт» концептуальный художник Сабир Гейбатов представил зрителю перформанс — «Памяти Джозефа Бойса». 
Это был первый перформанс на дагестанской художественной сцене.

К сожалению, видео и фото-документации перформанса не сохранилось. Мы располагаем лишь одним объектом, фото-изображением и небольшим материалом о событии, напечатанном в дагестанском издании «Новое Дело». А, также, многочисленными воспоминаниями современников и свидетелей действа.

Что примечательно, разные люди (молодые, среднего, старшего возраста; художники, музыканты, посетители) запомнили разные детали. Вероятно, в зависимости от того, что именно произвело на них большее впечатление. Из этой мозаики воспоминаний мы попытаемся воссоздать картину легендарного дагестанского перформанса Сабира Гейбатова.

Полутёмный выставочный зал. Небольшое, отгороженное лентой пространство-отсек, затянутые полиэтиленом стены с развешанными в меху «Птицей Симургом», ромбовидными и круглыми объектами. На полу разбросанные куски шкур и войлока, на центральной стене большая монохромная работа-коллаж в плакатном стиле с полу-силуэтом головы Бойса в узнаваемой шляпе. Рядом на подиуме скульптура-гипсовый бюст Бойса, тоже в шляпе (работы С.Гейбатова). Экспозицию венчает надпись — «The memorial of Joseph Beuys». С. Гейбатов.

Фоном звучит джазовая классика — Маркус Миллер, Диззи Гиллеспи, Майлз Девис и др. (озвучивает звукооператор на профессиональной музыкальной аппаратуре).

В глубине отсека на полу неподвижно сидит перформер (художник). Он с головой укутан белой тканью. Через некоторое время он начинает производить под тканью телодвижения, вначале плавные, затем резкие, рванные. Он поднимается в неком ритуальном танце, начинает раскручивать «спираль дервишей», откидывает с себя ткань, сопровождая это рыками, камланием, длинными шаманскими напевами и возгласами, используя различные голосовые техники. Лицо художника отстранённое.

Событие продолжается около15 минут и заканчивается перемещением художника из отсека в открытое пространство зала, среди публики.

Перформанс произвел шокирующее впечатление на зрителей. Публика завороженно смотрела на яркое шаманское действо. Все вошли в транс от происходящего.

В тот день в Дагестане произошло важное! Сабир Гейбатов придал искусству новую форму и переместил его с плоскости в пространство.

6 февраля 1996 года в Махачкале произошло знаковое событие. На открытии большой коллективной выставки в выставочком зале «Ди-Арт» концептуальный художник Сабир Гейбатов представил зрителю перформанс — «Памяти Джозефа Бойса». 
Это был первый перформанс на дагестанской художественной сцене.

….. Здесь особенное внимание привлекал отсек, представляющий бессмысленно укомплектованное рваными кусками войлока пространство с гипсовым мужским бюстом, плакатом «Joseph Beuys. A video program» и простыней, о которую кто-то долго и тщательно вытирался, на стене. Все это венчала надпись: «The memorial of Joseph Beuys». С. Гейбатов. Люди разглядывали, догадывались: «модернизм» — и отходили, имея полное разумение о том, кто такой Joseph Beuys.

…. Оставшаяся молодежь скопилась у «Joseph Beuys», предстояло какое-то действо. Разглядеть что-либо за плотным рядом спин было трудновато, но мандат журналиста не подвел и на сей раз — нашлось множество добровольцев пересказать и прокомментировать происходящее. Человек (позже выяснилось — молодой скульптор Сабир Гейбатов) «перемещался и уходил», что самые догадливые тут же определили как «медитацию» (менее деликатные увидели в этом «шаманство» и «психоз»).

Под хорошую, да просто отличную музыку, он сидел («Может, он молится?»), кутался в тряпку с головой («Он там не один, что ли?»), производил телодвижения образца пляски святого Витта («Погнал он конкретно»). Очевидно, задумывалась пощечина общественному вкусу — толпа у вольера радостно хихикала. Наивная мысль о преподносимых народу визуальных муках творческого процесса, тут же была опровергнута обстоятельным юношей из тех, кто серьезно относится к жизни и происходящему в ней: «Вы напишите, что это — акция!» На осторожный вопрос: «Акция чего, простите?», реакция последовала незамедлительно: «Вы что, ничего не поняли?!»



Новое Дело №7 16 февраля 1996